Под методами исследования подразумеваются приёмы, используемые при изучении проблем, рассматриваемых в рамках написания курсовых и дипломных работ. Задача студента заключается в правильном выборе метода для конкретной сферы. Также необходимо описать их во введении к дипломной или курсовой работе – подробно, грамотно, аргументированно. Задача выбора методов исследования довольно сложная, но через этот шаг должен пройти каждый студент. Используйте данную статью как помощь в выборе.
Цель курсовой или дипломной работы – разработать решение найденной при прохождении практики проблемы. Для этого необходимо провести исследование, но перед этим нужно определиться с методами, с помощью которых будут проводиться исследовательские работы. Говоря другими словами – это инструменты для решения проблем и задач.
Выбор методов исследования зависит от тематики курсовой или дипломной работы. Они подразделяются на две категории. В первую категории вошли универсальные методы, одинаково хорошо подходящие для любых сфер, от экономики до строительства, от психологии до финансов, от медицины от IT-технологий. Во вторую категорию вошли частные методы – они используются только в определённых областях и не подходят для других сфер.
Также методы подразделяются на следующие виды:
Попробуем разобраться, где и как используются данные методы.
Под эмпирическими методами проведения исследования подразумевает наблюдение за определёнными явлениями, в том числе с применением измерительного оборудования. Они подходят для самых разных научных сфер, начиная от ядерной физики и заканчивая психологией. Вот список эмпирических методов:
При пользовании эмпирическими методами необходимо документировать каждый шаг, составлять таблицы и диаграммы, ведь вся полученная информация может быть использована при написании курсовой или дипломной работы (для этого она и собирается).
В категорию теоретических вошли методы, позволяющие подвергнуть собранные ранее материалы глубокому и детальному анализу. Данные тщательно изучаются и систематизируются, тщательно прорабатывается каждая деталь. Вместе с анализом используется метод классификации, делящий информацию на определённые категории – так с ней легче работать. Также применяется противопоставление анализу, суть этого инструмента – собрать отдельные обрывки собранной информации в одно целое.
Как и в случае с экспериментами в эмпирических методах, в категории теоретических методов используется моделирование – оно применяется для детального изучения предмета исследования в созданных под него условиях. Для более углублённого изучения применяется дедукция, противоположностью которой является индукция. Также используются ещё два метода – аналогия для выявления аналогичных явлений и абстрагирование для выявления скрытых свойств явлений.
В эту категорию пошли методы, предполагающие сбор статистических данных по тем или иным явлениям. Они подразумевает работу с сухими цифрами, динамикой, исследованием контента. Первый метод так и называется – статистическим. Например, он может использоваться для отслеживания количества упоминаний об исследуемых проблемах или явлениях. Параллельно с ним используются библиометрические методы, предполагающие анализ большого количества контента. Примеры таких методов – отслеживание индекса цитирования явления в интернете, анализ контента в СМИ и технической литературе.
В данную категорию вошли методы, используемые в социологических и маркетинговых исследованиях. Их можно считать частными в связи с ограниченными сферами применения. Они позволяют оценить механизмы влияния информационных изданий и интернета на общество или на определённого человека.
Первый метод из данной категории – глубинное интервью. Здесь не используются закрытые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Интервью проводится в свободном формате и больше похоже на непринуждённый разговор, когда интервьюируемая сторона даёт развёрнутые ответы с обязательной аргументацию. План для такого интервью не составляется.
Второй метод – экспертное интервью. Оно чем-то похоже на телешоу, куда приглашаются эксперты из различных областей и присутствуют зрители. Именно эксперты дают столь полезную для проводимого исследования информацию, которую зачастую невозможно найти в открытых источниках.
Третий метод – проведение фокус-групп. Здесь уже не один эксперт, а несколько, что напоминает отдельные политические телешоу, проводимые в дневное время по федеральным каналам.
Количество применяемых в педагогике методов велико. Например, здесь используются теоретические методы. Учащиеся изучают литературу, исторические и педагогические документы, методические материалы и многое другое, применимое в данной сфере для выявления проблем и оценки собранной информации.
Также в педагогике используются эмпирические методы исследования в виде тестов, анкет и наблюдения. Из частных методов – анализ содержимого журналов, ученических работ, работ по рисованию и с уроков труда, личных дел учащихся, других документов из педагогической сферы.
Социология подразумевает использование множества довольно узких методов проведения исследований. В первую очередь это анализ информации в литературе, СМИ и в интернете, также применяются количественные методы. Добавим сюда анкетирование и интервьюирование – первое проводится в письменной форме, второе – в устной, которая подразумевает получение расширенного количества данных в результате анализа реакции интервьюируемых лиц.
Во вторую очередь это социальные эксперименты и наблюдение. Отличия просты – эксперименты проводятся в искусственно созданных условиях, а наблюдения – в реальных условиях.
Сфера широкая, поэтому и количество используемых методов велико. Чаще всего это эксперименты и наблюдение, по аналогии с социологическими исследованиями. На первом месте стоит именно наблюдение как базовый метод исследования, необходимый на старте. Будущие психологи изучают поведение людей и их реакцию на определённые действия. Но данный метод относится к пассивным.
К активным методам относятся упомянутые выше эксперименты. Они помогают более глубоко вникнуть в суть проблемы. Здесь предполагается создание определённых условий, в которых будет действовать испытуемый человек.